Ракета-носитель "Циклон"


Фотографии

Ракета-носитель "Циклон-2" разработана в ОКБ-586 (ныне Конструкторское бюро "Южное") под руководством Михаила Кузьмича Янгеля на базе тяжелой глобальной ракеты Р-36 (Орбитальной). Постановление правительства о создании ракеты Р-36-О вышло 16 апреля 1962 года, а в декабре 1965 года начались ее летно-конструкторские испытания. В ноябре 1969 года эта ракета была принята на вооружение. Глобальной она называлась потому, что была способна выводить головные части (ГЧ) на орбиту ИСЗ и обеспечивать их доставку к цели путем торможения ГЧ в заданный момент времени полета по круговой орбите ИСЗ. Ракета Р-36-О использовала самовоспламеняющиеся компоненты топлива (АТ+НДМГ) и при своем создании потеснила последнюю боевую ракету С.П.Королева - глобальную ГР-1.

Помимо орбитального варианта ракеты правительственным постановлением 1962 года предусматривалась разработка и тяжелой межконтинентальной ракеты Р-36. Ее ЛКИ начались в 1963 году на Байконуре, а серийное производство - в декабре 1965 года.

Ракеты Р-36 и Р-36-О послужили основой для создания космических носителей для запуска спутников военного назначения. Эскизное проектирование этих носителей, получивших впоследствии названия "Циклон" (по терминологии КБЮ "Циклон-2А") и "Циклон-2", началось в марте 1966 года.

Летно-конструкторские испытания РН "Циклон" начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), а РН "Циклон-2" - в августе 1969 года. В дальнейшем применялась только РН "Циклон-2". Данный носитель отличается беспрецедентной надежностью. К 1 июля 1997 года запущено 101 РН. Все пуски - успешные.

2 января 1970 года было принято постановление о разработке трехступенчатого варианта носителя на базе РН "Циклон-2" и ступени С5М. Его ЛКИ проходили с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года (было 6 пусков) на космодроме Плесецк. "Циклон-3" был принят на вооружение и до сих пор эксплуатируется ВКС.

При создании ракетно-космического комплекса "Циклон" были внедрены новые подходы к организации работ по подготовке к пуску РН. Толчком к этому послужила страшная трагедия, разыгравшаяся 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура при подготовке к пуску прототипа стратегической ракеты Р-16, разработанной в КБЮ. При взрыве ракеты на старте сгорели 59 человек, включая Главкома РВСН, Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Еще 32 ракетчика скончались от ожогов в госпитале. Чудом оставшийся тогда в живых М.К.Янгель сформулировал упорно внедряемую затем в жизнь КБЮ концепцию "безлюдного" старта, нашедшую яркое воплощение в комплексах "Циклона" и "Зенита". Совместно с разработчиком стартового комплекса - КБ Транспортного машиностроения - днепропетровским конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс подготовки и пуска этих РН. Создание автоматизированного ракетно-космического комплекса "Циклон" вывело отечественное космическое ракетостроение к середине 60-х годов на новый качественный уровень. И до настоящего времени этот комплекс не имеет аналогов за рубежом по своим эксплуатационным характеристикам.

Стартовый и технический комплексы РН "Циклон-2" были развернуты на площадках 90 и 92 "левого" фланга космодрома Байконур. На них ранее проходила ЛКИ ракета УР-200, разработанная в фирме В.Н.Челомея.

А для ракеты-носителя "Циклон-3" наземный комплекс был развернут на космодроме Плесецк.

Производство всех основных элементов добротных РН "Циклон-2" и "Циклон-3" осуществляется на Украине - конструкции и ДУ в Днепропетровске, а системы управления - в Харькове. Это обстоятельство в современных условиях делает перспективы РН "Циклон-2" и "Циклон-3" достаточно туманными. Начало летно-конструкторских испытаний - 1968 год Проведено пусков - всего 123, все успешно.

Характеристики РН "Циклон-2"

Стартовая масса, т 176
Сухая масса (с головным обтекателем), т 11,6
Масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51 град., т 2,9
Длина (без головного блока), м 28,3
Наибольший поперечный размер, м 3,6
Количество ступеней 2
Первая ступень
Компоненты топлива:
- окислитель АТ
- горючее НДМГ
Стартовая масса, т 122,3
Сухая масса, т 6,4
Длина , м 18,9
Наибольший поперечный размер, м 3,6
Диаметр топливных баков, м 3,0
Маршевый двигатель РД-261
Тяга на Земле, кН 2364
Тяга в пустоте, кН 2643
Удельный импульс на Земле, Нс/кг 2645
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 2957
Рулевой двигатель РД-68М
Тяга на Земле, кН 285
Тяга в пустоте, кН 328
Удельный импульс на Земле, Нс/кг 2492
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 2865
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с 120
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с до 125
Вторая ступень
Компоненты топлива:
- окислитель АТ
- горючее НДМГ
Стартовая масса, т 49,3
Сухая масса, т 3,7
Длина, м 9,4
Наибольший поперечный размер, м 3,45
Диаметр топливных баков, м 3,0
Маршевый двигатель РД-262
Тяга в пустоте, кН 941
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 3116
Рулевой двигатель РД-69М
Тяга в пустоте, кН 54,3
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 2752
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с 160
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с до 163
Точность выведения
По высоте, км до 30
По периоду обращения, с до 15
По углу наклонения орбиты, угловых минут до 4

Copyright © Страховая компания "Мегарусс", CD-ROM "Современные отечественные ракеты-носители", 1997 год.

webmaster - Александр Красников

Последние изменения внесены 21 Февраля 1998 г.

продвижение сайтов в нижнем новгороде . Надёжные металлические дверис доставкой и установкой в Московской области